Без малого полвека…

БЕЗ МАЛОГО ПОЛВЕКА…


     Нашей школе исполняется 15 лет.
     Юбилей, казалось бы, относительно  небольшой, но за это время школа добилась весьма значительных успехов в воспитании подрастающего поколения. В школе создан замечательный педагогический коллектив, все педагоги высокого профессионального уровня, многие из которых работают в школе со дня ее основания, в чем, несомненно,  большая заслуга директора школы, Кошелева Николая Ивановича.
     Особо хотелось бы отметить одного из педагогов - Солертовского Константина Анатольевича, который преподает музыку в поселке Красково без малого полвека: сначала в музыкальном кружке, затем в филиале Косинской музыкальной школы, а с 1993 года, в школе Искусств. И всё это, - в одном и том же небольшом уютном здании, после войны построенном немецкими военнопленными, в котором в разное время располагались и детский сад, и общежитие аспирантов «ВНИИСТРОМ», и библиотека, и филиал Косинской музыкальной школы, а сегодня, - Детская школа искусств «Гармония».
     За эти годы  Константин Анатольевич воспитал значительное число музыкантов-профессионалов, а также привил любовь к музыке учащимся, впоследствии избравшим не связанные с музыкальной деятельностью профессии. Его ученики успешно участвовали в конкурсах самого разного уровня, многие получали дипломы и другие награды. Они выступали на престижных концертах учащихся музыкальных школ Москвы и Московской области и, как правило, с пьесами виртуозного характера, - такими, как «Испанский танец» Д.Шостаковича, «Вечное движение» Н. Паганини и др.
Интересен путь, которым Константин Анатольевич пришёл в профессию, ставшую его призванием. Он вспоминает: «В далекое послевоенное время отец откуда-то привез трофейный аккордеон (половинку). Учиться в тех условиях и в то время было негде. Я стал подбирать по слуху разные мелодии. Вскоре начал выступать в школе на разных концертах, играть на танцах. Впоследствии поступил в музыкальную школу в городе Владимире».
Это событие во многом предопределило дальнейшую судьбу будущего музыканта, педагога: во Владимирской музыкальной школе он попал в класс музыканта-самородка, замечательного педагога и композитора Белова В.А. игравшего в знаменитом трио баянистов Всесоюзного Радио: Белов, Данилов, Кузнецов. «Он был моим первым учителем, привившим любовь к Музыке. Особенно неизгладимую память оставили его понятия о русской народной песне, его педагогические взгляды», - вспоминает Константин Анатольевич.
Окончил музыкальную школу с отличием, однако, с получением профессионального музыкального образования, пришлось подождать. Дело в том, что  в Москве в то время аккордеон, как и саксофон, и гитара, были запрещены к преподаванию в профессиональных учебных заведениях. Сейчас трудно в это поверить, но эти инструменты, по мнению тогдашних идеологов, олицетворяли «тлетворную буржуазную субкультуру».
Константин Анатольевич чуть не стал ветеринаром, поступив, и с успехом закончив Московскую Ветеринарную Академию. Но и в годы учёбы в академии он был верен своей музе – музицированию на любимом инструменте: участвовал в различных студенческих концертах, выступал в составе студенческих бригад Москвы, участвовал в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в 1957 году в Москве, играл на всесоюзном радио.
Лишь после окончания Ветеринарной Академии будущий педагог смог поступить в музыкальное училище по классу аккордеона, которое впервые открылось. Успешно окончив училище,  Константин Анатольевич пришел работать в Косинскую музыкальную школу. С тех пор, судьба педагога географически неразрывно связана с двумя К: Косино и Красково, где Мастер передаёт своё мастерство без малого полвека.
В Косинской музыкальной школе судьба свела Константина Анатольевича с Ивлевым Иваном Кузьмичем – самобытным педагогом-музыкантом, благодаря которому будущий Мастер окончательно определился профессионально как педагог по классу аккордеона.
     Работая педагогом, Константин Анатольевич заметил, что совершенно недостаточно пьес на народной основе для аккордеона: обработок, фантазий и др., а без глубокого ознакомления с народной музыкой, музыкальным фольклором, по его мнению, трудно представить музыкальное образование полноценным. Обработки народных песен для баяна не в полной мере отвечают специфической природе и богатым возможностям аккордеона.
     В течение всей музыкально-педагогической деятельности он стремился уменьшить репертуарный недостаток пьес на народной основе, работая над обработкой народных песен и танцев, а также над фантазиями на темы русских народных песен.
И здесь раскрылась ещё одна грань Мастера, как вдумчивого, самобытного автора обработок и фантазий на темы русских народных песен, чей композиторский талант сочетается с глубоким знанием народного творчества, трепетным отношением к первоисточнику с одной стороны, и виртуозным владением инструментом, постижением поистине неисчерпаемых возможностей аккордеона, - с другой! 
Константин Анатольевич, в этой связи, отмечает своё сотрудничество с Ивлевым Юрием Михайловичем, замечательным педагогом-энтузиастом, преподавателем Лыткаринской Детской музыкальной школы. Именно он, по словам Мастера, в значительной мере вселил уверенность, как автора обработок и фантазий на темы русских народных песен. Ученики Ивлева Ю.М. часто были первыми исполнителями обработок Константина Солертовского на концертах разного уровня;
Большую роль  сыграла встреча Константина Анатольевича с известным редактором Московского издательского дома «Композитор» Приссом Львом Владимировичем, который впоследствии стал редактором всех его изданий.
    За последние 15 лет  Московским издательским домом «Композитор» были изданы три  сборника Русских народных песен и фантазии в обработке для аккордеона К.Солертовского.
     В 2007 году Издательский дом «Композитор» издал его сборник пьес для аккордеона на итальянские и русские народные темы. Все изданные пьесы с успехом исполняются на концертах и конкурсах разного уровня, а также используются в педагогической практике.
     Занимаясь методической работой, Константин Анатольевич написал несколько рефератов: «Некоторые вопросы технического развития учащихся», «Обработки русских народных песен для аккордеона» и др., которые нашли широкий отклик у педагогов и методистов различного уровня.
     Дочь Константина Анатольевича пошла по стопам отца, окончив музыкальное училище, а затем музыкально-педагогическое отделение московского педагогического университета по классу специального фортепиано у известного профессора Б.А. Печерского, работает педагогом по классу фортепиано в Косинской музыкальной школе имени Й.Гайдна, совмещая работу с учебой в аспирантуре.
     Здесь мы видим музыкальную преемственность, тем более что свои первые музыкальные впечатления Константин Анатольевич получил от родителей. Отец его - певец,  обладатель прекрасного баса, имел профессиональное образование, мать – талантливая исполнительница русских народных песен.
     Сейчас учениками Константина Анатольевича, по существу, является третье поколение красковчан, которые в далёкие шестидесятые годы переступили порог этого дома с белыми колоннами. Но и сегодня, его ученики частые гости общеобразовательных школ, где выступают с другими учащимися школы на разных концертах.
Константин Анатольевич постоянно поддерживает связь с бывшими выпускниками, которые вместе с сегодняшними учащимися выступают на концертах школы и на районных мероприятиях: День Люберецкого района в Люберецком городском парке, на собрании солдатских матерей в городском ДК,  и многих других. В связи с этим следует отметить Олейникова Александра, который будучи студентом Московского Университета Управления, всегда находит время для выступления, а также Попову Евгению, учащуюся Московского музыкально-педагогического колледжа. Они всегда готовы участвовать в концертах школы и района, и, как правило, с виртуозной программой и профессиональным исполнением, высоко неся марку Мастера.
     Сейчас Константин Анатольевич полон творческих планов и замыслов. Пожелаем ему крепкого здоровья и творческих успехов.


Алёхина Марина Владимировна,
Заместитель директора школы по
Учебно-воспитательной работе.

© МУ ДО ДШИ «Гармония» 2008-2016
Яндекс.Метрика