"От гитарного трио до Большого концертного ансамбля"

От гитарного трио до Большого концертного ансамбля!

 

Назовите самый известный музыкальный инструмент нашего времени. Ответом надеюсь, будет - гитара. И это действительно так. Относительная дешевизна, простота транспортировки, теплота и задушевность звучания, возможность соло и аккомпанемента, богатейшая литература и история - все это способствовало ее популярности.

Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента — наблы, — внешним видом напоминающего гитару.

Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла—символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии.

Слово “гитара” арабского происхождения.

Первое упоминание о гитаре в литературных источниках относится к XII веку, хотя внешний вид инструмента того времени не был похож на современную классическую гитару. Лишь к началу семнадцатого столетия она приобрела знакомый нам вид, и это время рождает яркие имена исполнителей: от гитаристов при дворах королей (Ф.Корбетта, Робер де Визе, Ф.Сор, М. Джульяни) до выдающихся исполнителей ХХ и XXI вв.: Франциско Таррега, Андрес Сеговия, Мигуэль Льобет, Мария Луиза Анидо, Августин Барриос, Джулиан Брим, Пако де Люсия. Заслуги последнего правительство Испании отметило присвоением ему в 2004г. титула - "Принц Астурийский".

В Испанию гитару завезли арабы (мавры), откуда она распространилась по всем странам и континентам. Россия обязана ее появлению итальянским музыкантам, приглашенным на службу к императорскому двору. Яркий след оставил о себе испанский гитарист - Фернандо Сор. Достаточно сказать, что постановкой его балета "Сандрильона" в 1824 году открывался восстановленный после пожара Большой театр. Примой в балете была его жена - Гюлень Сор. Сор прожил в России около двух лет, выступая в камерных вечерах императорского дворца. В память о своём пребывании в России он оставил дуэт для двух гитар "Воспоминания о России".

Более подробно о прошлом и настоящем гитары можно узнать из материала книг Б.Вольмана " Гитара в России", "Гитара и гитаристы", М.Вайсборда "Андрес Сеговия" и других источников. Наиболее полно жизнь любимого инструмента отражается в материалах многих зарубежных изданий, где классическая гитара занимает достойное место ("Guitar review", "Die Gitarre"). В России отношение к гитаре буквально до последнего времени было иное: официальное мнение выражалось одной фразой - "инструмент подворотни".

До революции преподавание гитары было уделом дилетантов (В.Русанов, А.Соловьев и др.). Наиболее известные исполнители того времени: А.Сихра, М.Высотский, М.Соколовский, их ученики и последователи. После революции в 1924г. впервые в России при музыкальном техникуме г. Самары был открыт класс классической гитары (преподаватель Л.В. Девятов.). Однако поддержки со стороны официоза в своей деятельности Девятов не получил, поэтому он не оставил значительного следа в культурной жизни города. Его ученики пытались продолжить его дело, но успеха не имели. Всё оставалось на любительском уровне.

По иному складывалась гитарная жизнь столицы, там более успешно работали шестиструнник П.С.Агафошин и семиструнник М.Ф.Иванов. Однако преподавание велось на уровне кружковой работы при клубах. Это объясняется тем, что по указанию И.В.Сталина запрещалось преподавание в музыкальных учебных заведениях аккордеона, гитары и саксофона, как инструментов прозападных, буржуазных. Лишь после смерти "вождя народов", под давлением общественности были открыты классы классической гитары в столице и Ленинграде, правда, без широкой огласки. Это случилось в 1960г. В Москве был открыт класс семиструнной гитары в Государственном музыкально-педагогическом училище им. Гнесиных (педагоги Л. Менро и Е. Русанов) и шестиструнной - в училище при консерватории (педагог А. Иванов-Крамской).

Технически обе гитары равноценны. Главное преимущество шестиструнной гитары - богатейшее литературное наследие, истоки которого относятся к 16 веку, имена крупнейших композиторов современности: Э.Вилла-Лобос (Бразилия), М. Понсе (Мексика), М. Кастельнуово-Тедеско (Италия), Ж. Ибер (Франция), А. Тансман (Польша), К. Педрель (Аргентина), Х. Турина, М. Торроба, Х. Родриго (Испания), Д. Дуарт (Англия) и др. Она получила широкое признание во всех странах и особенно в Испании, странах Латинской Америки и Японии.

Семиструнная гитара была завезена к нам из Польши (окраины Российской империи) и "прижилась" у нас на рубеже 19 века. Исторически нет оснований называть ее русской - лишь только географически. Она существует только в России, и ее присутствие не отмечено вниманием крупных отечественных композиторов. Поэтому ей трудно конкурировать с шестиструнной по части репертуара.

В настоящее время классы гитары в музыкальных школах, училищах, высших учебных заведениях России открываются на струнных отделениях, как это принято во всех консерваториях мира, где преподается классическая гитара.

В школе искусств «Гармония» класс гитары существует уже 16 лет, со дня открытия школы. В разные годы в школе обучали игре на гитаре Степанов Сергей Иванович, ныне преподающий Детской школе искусств им. Е.Ф. Светланова (г. Москва), Сычёв Евгений Анатольевич, Галочкин Анатолий Николаевич. В школе преподавал и известный гитарист, и аранжировщик гитарный музыки, автор многих нотных сборников для гитары – Боткин Роман Васильевич.

Я принял предложение основателя и бессменного директора школы искусств «Гармония» (в то время, - Детской школы искусств №1) Николая Ивановича Кошелева перейти в новое учебное заведение в 1997 году. Шёл лишь четвёртый год летописи школы. «Молодое» учебное заведение искало своё лицо, надо было доказывать свою «состоятельность» перед школами-корифеями музыкального образования Люберецкого района.

Передо мной стояла нелёгкая задача: уже к концу первого учебного года подготовить учащихся к концертным выступлениям. По опыту я знаю, что недостаточно подготовить концертный номер в стенах класса. Необходима концертная практика! Даже выпускники профессиональных музыкальных учебных заведений, прежде чем вынести свою концертную и экзаменационную программу на суд большой аудитории, либо экзаменационной комиссии несколько месяцев «обыгрывают» свою программу на менее ответственных концертных площадках, чтобы добиться уверенности в исполнении!

В данном же случае речь шла об учениках, лишь первый год обучающихся игре на инструменте. И тут пришла мысль: чего невозможно достичь «в одиночку», возможно в коллективе. Давно известно, что коллективное музицирование (хоровое или инструментальное) позволяет снять комплексы, даёт возможность раскрыться многим и многим юным (и не только) исполнителям, которые не смогли бы выступать со сцены сольно!

Я решил создать гитарное трио из учащихся первого года обучения (а учащихся старших классов у меня и не было, т.к. я только первый год работал в школе, и все учащиеся моего класса были из нового набора). Эксперимент оказался удачным: гитарное трио не только подготовило за первый же год концертную программу, с которой успешно выступало на концертах, но и стало лауреатом районного конкурса исполнителей на гитаре!

В следующем учебном году я решил расширить эксперимент и привлечь к концертной деятельности практически всех учащихся моего класса. На отчётном концерте школы в 1998-99 учебном году на сцену вышли 22 гитариста! Так родился ансамбль гитаристов Детской школы искусств №1, который в последующие годы выступал как «Сводный ансамбль гитаристов», а ныне известен, как Большой концертный ансамбль классической гитары!

Сегодня в ансамбле участвуют до 30 юных музыкантов, возраст которых от 9 до 18 лет. Это учащиеся различных учебных заведений городских поселений Красково, Малаховка, Томилино, Люберцы и г. Москва. Илья Ходорковский и Иван Шумаков учатся в Гимназии №1 г. Люберцы, Георгий Савиных в Люберецкой 41-й гимназии, Даша Бригида учится в Малаховской гимназии №46. Много ребят из гимназии №56, школы №55, 59-й Коренёвской, 14-й Томилинской школ. Вова Сергеев учится в Ново-Харитоновской школе №10 Раменского района, Артём Петров - в московской школе №495, Данила Кашкин в Центре образования №654 им. А.Д.Фридмана г. Москвы. Коля Шаульский – студент Люберецкого филиала Ярославского градостроительного колледжа, Маша Иванова – студентка Московского университета управления, староста группы.

В репертуаре ансамбля произведения отечественной и зарубежной классики, обработки народных произведений различных стран и континентов, современная гитарная и не только музыка. С ансамблем выступают профессиональные музыканты. Ансамбль стал не только «визитной карточкой» школы «Гармония», но и городского поселения Красково.

Не одна сотня юношей и девушек окончила школу «Гармония» по классу гитары. Многие из них связали свою жизнь с любимым инструментом, если не на уровне профессии, то, по крайней мере, гитара стала незаменимым инструментом для музицирования в кругу семьи, среди друзей и близких. Многие из выпускников сегодня играют в разного рода ансамблях: от различных направлений рок-музыки до таких элитарных стилей, как джаз и фьюжн. Но неизменно популярным, как среди сегодняшних учащихся, так и среди выпускников является совместное музицирование в ансамбле классической гитары, - коллективе, уже более десяти лет радующем слушателей исполнением шедевров классической, народной и современной гитарной музыки.

 


Галанов Андрей Семёнович,

преподаватель класса гитары,

руководитель Большого концертного

ансамбля классической гитары


«Люберецкая панорама» №4 (273) 4 февраля 2010 года

© МУ ДО ДШИ «Гармония» 2008-2016
Яндекс.Метрика